Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение"Саблинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа"МКОУ "Саблинская вечерняя школа"Обратная связь |
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Председатель приказ № _______ комитета образования от «___»_______2010 г. В.М.Макарский директор МОУ «Саблинская _______________ вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» Т.Б.Пригодич _____________________
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МОУ «САБЛИНСКАЯ ВЕЧЕРНЯЯ (СМЕННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» на 2010 – 2015 гг.
Принята решением педагогического совета муниципального общеобразовательного учреждения «Саблинская вечерняя сменная (общеобразовательная школа)» протокол №__________ от «____»__________2010 г.
Ленинградская область Тосненский район Пгт Ульяновка 2010 год Содержание
Общие сведения о школе и контингенте учащихся Характеристика социокультурной среды школы учреждения Организация образовательного процесса Кадровое обеспечение Инновационные образовательные технологии Материально-техническое оснащение Анализ результатов образовательной деятельности Анализ результатов воспитательного процесса
становления и самоисправления» 40
10. Прогнозируемые риски, возможные способы предупреждения и компетенции их негативных последствий при реализации программы развития. 51 11. Финансовое обоснование программы развития 53
Современная школа - большой и сложный организм, здоровая работа которого обеспечивается множеством служб и участием в них педагогических работников. В повседневных буднях каждый из них, конечно же, по-разному несет свою меру ответственности перед обществом за то, какое образование дает данное учебное заведение. Чтобы неповторимый индивидуальный опыт сделать доступным восприятию других, его нужно запечатлеть в материале, найти для него его собственную неповторимую форму. Современный подход к стратегии развития образовательных систем заключается в понимании того, что качество образования является самым эффективным средством удовлетворения образовательных потребностей общества.
Программа развития МОУ «Саблинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» определяет концепцию развития школы и основные направления деятельности по ее реализации. В соответствии с п. 2 с. 1 Закона Российской Федерации «Об образовании» «организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная целевая программа развития образования». В 2010 году завершается пятилетний этап реализации указанной программы. Исходя из этого к 2011 году следует завершить отработку всех моделей развития системы общего образования. Должны быть сформированы элементы целостной стратегии обновления системы общего образования. В следующий пятилетний этап реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы указанные модели должны получить распространение в практике каждого муниципалитета. Современные задачи модернизации российского образования были сформулированы в Послании президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному собранию РФ. Ключевые параметры президентской инициативы «Наша новая школа» должны быть полностью выполнены. Это значит, что в ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования, каждому общеобразовательному учреждению предстоит разработать и внедрить: 1. В направлении обновления образовательных стандартов: - новые требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации основных образовательных программ; - систему оценки качества образования, включая оценку образовательных достижений как основу для перехода с одной ступени обучения на другую, добровольные механизмы оценки качества для разных групп образовательных «учреждений», участие России в международных сопоставительных исследованиях качества образования, сопоставление качества образования в различных муниципалитетах, субъектах Российской Федерации. 2. В направлении поддержки талантливых детей: - практику деятельности специализированных учреждений для одаренных ребят, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; - систему мероприятий для поддержки общения, взаимодействия и дальнейшего развития одаренных в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности детей школьного возраста; - обновленную практику деятельности летних (сезонных) профильных школ для самореализации и саморазвития учащихся; - расширенную систему олимпиад, соревнований и иных творческих испытаний школьников; - модели дистанционного, заочного и очно-заочного образования учащихся; - систему обеспечения и консультационно-методической поддержки профильного обучения, реализуемого в том числе посредством индивидуальных образовательных программ учащихся, сетевого взаимодействия образовательных учреждений. 3. В направлении развития учительского потенциала: - практику привлечения в школы учителей, имеющих базовое «непедагогическое» образование; - новые технологии организации и финансирования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, включая развитие служб консультационно-методического сопровождения и сертификации квалификаций с координацией их деятельности на федеральном уровне; 4. В направлении развития школьной инфраструктуры: - модельные методики нормативного подушевого финансирования и новой системы оплаты труда; - практику деятельности школьных советов, обеспечивающих заинтересованное участие родителей и местного сообщества в управлении образовательными учреждениями; - модели деятельности школ ступеней обучения, обеспечивающих специфику организации образовательного процесса для младших школьников, подростков и старших школьников; - модели деятельности автономных учреждений общего образования. 5. В направлении обеспечения здоровья школьников: - новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса; - рекомендации по организации питания, спортивных занятий и медицинского обслуживания учащихся. В настоящее время существуют следующие основные проблемы образования вечерней школы: 1. В области содержания и технологий образования: - результаты школьного образования не в полной мере соответствуют потребностям современного рынка труда; - содержание и организационные формы, в рамках которых осуществляется образование (образовательное учреждение, классно-урочная система, единый стандарт содержания обучения и др.), не отвечают принципам индивидуализации, процессам социализации молодого поколения; - сохраняется академическая и трудовая перегрузка обучающихся, что отрицательно влияет на их физическое и психологическое здоровье. 2. В области организационно-экономических отношений: - материальная инфраструктура образования не соответствует современным требованиям к подготовке выпускников школ (большая часть учебных классов не оснащена компьютерами и оргтехникой, учебно-методический комплекс нуждается в постоянном обновлении, требуется замена части учебной мебели, замена осветительных приборов и др.). Выделяемых средств из муниципального бюджета в сегодняшних условиях недостаточно. Необходима комплексная программа развития материально-технической базы школы за счет бюджетов различных уровней. 3. В области управления школой - темпы развития школы за последние три года привели к необходимости изменения структуры и функций управления. (появились ставки – зам.директора по УВР, секретаря). В ближайшее время необходимо провести изменения в системе управления в целях повышения ее мобильности и эффективности работы вечерней школы; - недостаточно развиты механизмы привлечения администрации ИК и воспитательного отдела к решению вопросов формирования и реализации образовательных программ; - слабо развиты независимые формы качества образования, а также механизмы распространения лучших образцов инновационной, образовательной деятельности педагогов вечерней школы; При отсутствии программы, являющейся одним из основных инструментов решения проблем в сфере образования, все указанные противоречия не будут быть устранены, а стоящие перед образованием задачи не найдут своего решения. Отсюда вытекает актуальность разработки «Программы развития школы на 2010-2014 гг.», которая является продолжением «Программы развития школы на 2006-2010 гг.» Новая программа основывается на положительных результатах предыдущей и развивает ее основные направления в соответствии с полученным опытом, потребностями участников образовательного процесса и основными направлениями развития современного российского образования. Программа является организационной основой совместной деятельности всех участников образовательного процесса – обучающихся, педагогов и администрации ИК – по решению существующих проблем. Основные цели и задачи программы развития раскрываются посредством ее разделов, которые учитывают социальные, экономические, культурные и некоторые другие условия нахождения ОУ. МОУ «Саблинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» находится на территории женской колонии. Школа собирает контингент обучающихся с одной стороны, схожих между собой – все попали в тяжелую жизненную ситуацию, которая довела их до преступления; с другой – весьма разнородный: по уровню и структуре подготовленности; развитию познавательных способностей; мотивации учебно-познавательных способностей; мотивации учебно-познавательной деятельности и т.д. Это предопределяет специфику образовательного процесса. Она должна обеспечивать нестандартно социализирующейся личности возможность получения образования нестандартными и максимально индивидуализированными способами. В школе осужденный должен исчезать: в ней появляется ученик. Мы стремимся создать модель школы нравственного становления и самоисправления. Программа развития выделяет из всех имеющихся задач самые главные, существенные стратегические, без решения которых школа не может развиваться. Программа предполагает введение в школу определенных нововведений. Она учитывает возможные изменения в обществе в целом и в своем социуме, т.е. призвана работать на перспективу. Другими словами, главная задача программы развития – перевод школы из режима функционирования в режим развития. В программе ставятся задачи, которые надо решить, конкретные исполнители, которые будут это делать.
2. Паспорт программы
3. Аналитическая справка о школе 1) Общие сведения о школе и контингенте учащихся МОУ «Саблинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» была открыта в 1962 году (распоряжение №1314-р Леноблисполкома от 01.12.1962 года). Школа расположена на территории женской исправительной колонии в пгт Ульяновка Тосненского района Ленинградской области. Наполняемость школы зависит от количества осужденных, содержащихся в колонии. Руководствуясь статьей 112 УИК РФ, все осужденные до 30 лет, не имеющие среднего (полного) образования, а так же все желающие старше 30 лет, зачисляются в школу на основании личного заявления. Посещение занятий является одним из режимных требований и контролируется администрацией школы и воспитательным отделом учреждения. Опыт показывает, что повышение образовательного уровня способствует более успешной социальной адаптации осужденных после освобождения, помогает им быстрее найти работу, утвердиться в обществе, что в свою очередь снижает вероятность рецидива. В 2005 – 2006 учебном году школа прошла аттестацию и лицензирование МКО и подтвердила свой статус общеобразовательной школы, получив лицензию и аккредитацию на 5 лет. Ежегодно в МОУ «Саблинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» обучается до 250 учащихся. Так как в конце 90-х годов в ИК-2 стали поступать осужденные, не имеющие законченного начального общего образования, появилась необходимость открыть в 1999 году начальный класс. Вечерняя школа при ИУ – особый тип учебного заведения. В ней учатся те, кого, как правило, «забраковала» дневная школа и от кого она постаралась избавиться. В ней учатся те, кто совершил различные правонарушения и были осуждены на срок лишения свободы. К сожалению статистика показывает, что количество таких людей практически не изменяется.
Таблица №1 - Количество обучающихся на 1 сентября за 5 лет
Таблица №2 - Количество классов-комплектов:
МОУ «Саблинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» школа реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Занятия обучающиеся посещают регулярно и большинство относятся к ним добросовестно. Отчислений без уважительной причины не было. Большинство наших учеников из Ленинградской области. Осуждены, в основном за продажу и употребление наркотиков (65%), за кражи (25%), грабеж (5%), убийство (3%), мошенничество (2%). Уровень образованности низкий. Самые сложные предметы для учащихся – физика, химия, математика и русский язык. Главный фактор, влияющий на эффективность учебно-воспитательной работы, – нестабильность: в течение учебного года контингент учащихся обновляется. Форма обучения – очная, заочная (самообразование). Режим работы: 5-дневная учебная неделя; уроки проводятся в две смены; продолжительность урока – 45 минут. Аттестация проводится по полугодиям. 2) Характеристика социокультурной среды школы Традициями школы являются:
3) Кадровое обеспечение Коллектив учителей проводит большую воспитательную работу с учащимися во внеурочное время по плану, утвержденному на педагогическом совете и согласованному с отделом воспитательной работы ИК. В настоящее время в школе работают 10 педагогов.
Таблица №3 - Основные количественные и качественные показатели
Количественный и качественный анализ кадрового обеспечения МОУ «Саблинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» показывает, что в настоящее время 70% педагогов имеют педагогический стаж свыше 20 лет, причем опыт работы их связан только с обучающими-осужденными. Анализ возрастного состава педагогических работников школы указывает на то, что основной состав учителей имеет возраст старше 55 лет, некоторым из них свыше 65 лет. В школе сохраняется тенденция преобладания педагогов, имеющих высшее профессиональное образование. Анализ квалификационной подготовки педагогов показывает, что в школе 30% учителей имеют высшую квалификационную категорию, 20% - первую квалификационную категорию и 54% - вторую. Исходя из этого, можно сделать вывод: в школу необходим приток молодых педагогических работников, а также профессиональная подготовка и переподготовка кадров. К своим обязанностям педагогический коллектив относится творчески. Учитывая, что учащимися школы являются осужденные, т. е. лица определенной социальной среды, употреблявшие наркотики и алкоголь, педагогически запущенные, учителя планируют свою работу так, чтобы образовательный и воспитательный процесс были едины. Все уроки направлены на самоисправление личности. Многие педагоги за период работы с 2006 года были награждены грамотами: - Почетная грамота ГУФСИН России по СПб и ЛО – 6 педагогов - Почетная грамота Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области – 1 педагог - Благодарственное письмо Администрации МО Тосненского района Ленинградской области – 1 педагог
4) Организация образовательного процесса Образовательный процесс соответствует Базисному учебному плану образовательных учреждений Российской Федерации и скорректирован с учетом специфики школы. Учебный план 1 и 2 ступеней построен с учетом индивидуальных интересов и потребностей обучающихся, осуществляет согласование образовательных программ двух ступеней обучения, включает основной цикл предметов, позволяющий реализовать Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, гарантируя необходимый уровень функциональной грамотности. 3 ступень – среднее (полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить уровень сформированности ключевой компетенции и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути после освобождения. Базисный учебный план состоит из 2-х частей: инвариантной и вариативной. В инвариантной части Базисного учебного плана реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта, который обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации и гарантирует овладение выпускниками ОУ необходимым минимумом знаний, умений и навыков. Вариативная часть Базисного учебного плана обеспечивает реализацию регионального и школьного компонента, который определяется спецификой образовательного учреждения. Часы вариативной части используются на изучение предметов, обозначенных в образовательных областях Базисного учебного плана, на изучение факультативов, проведение индивидуальных и групповых занятий. Учитывая психофизическое состояние учащихся-осужденных, в школе введен курс факультатива «История мирового искусства», где обучающиеся приобщаются к прекрасному. Факультативные занятия вносят разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу. 5) Инновационные образовательные технологии Инновационные технологии - наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения. Начало формыКонец формы Внедрение ИКТ - распространение нововведений; достижение практического использования прогрессивных идей, изобретений, результатов научных исследований (инноваций). Внедрение инноваций требует перестройки сложившегося образовательного процесса, переподготовки работников, капитальных затрат и одновременно связано с риском не получить необходимый результат и потерпеть убытки.Начало формыКонец формы Начало формы Конец формы Фронтальная система обучения (один учитель против целого класса) имеет жесткие ограничения - педагог не может уделить достаточно внимания каждому обучающемуся, учесть его индивидуальные особенности, направленность. Кроме того, при такой системе даже самый успешный ученик не сможет развить очень важные в современном обществе навыки: умение самому разрабатывать план своих действий и следовать ему; умение находить нужные ресурсы (в том числе - информационные) для решения своей задачи; умение получать и передавать информацию, презентовать результат своего труда - качественно, рационально, эффектно; умение использовать компьютер в любой ситуации, независимо от поставленной задачи; умение ориентироваться в незнакомой профессиональной области; и многое другое... Потому и разрабатываются новые технологии, методики и способы обучения - чтобы каждый обучающийся, окончив школу, смог добиться успеха в жизни, используя все свои возможности. Наша школа является пока еще «молодым специалистом» по внедрению в образовательную практику инновационных образовательных технологий. У нас нет компьютерного класса. В силу режимных требований ИК мы не можем допустить обучающихся-осужденных не только к Интернету, но даже к компьютеру. Основным принципом организации образовательной практики является включенность каждого учащегося в учебный процесс. Этот критерий является ключевым при введении той или иной инновационной технологии в образовательную практику. Инновационный поиск «вечерки» специфичен и не является каким-то отражением, заимствованием творчества других типов школ, традиционно более престижных и авторитетных в общественном мнении. Школа взрослых явно идет своим путем, хотя основные идеи носятся в воздухе и перекличка в какой-то мере неизбежна. Прежде всего, следует постоянно помнить, что главным стержнем школы были и есть все-таки не инновации, а старый добрый индивидуальный подход к ученику, оптимистическое прогнозирование его поведения и деятельности, его успехов, доброжелательное, уважительное и ободряющее отношение педагогов, кропотливая работа по склеиванию остатков знаний, умений, мотиваций в нечто дидактически значимое, обеспечивающее постепенную реабилитацию учения и школы в глазах ученика и, как следствие, - пересмотр и повышение самооценки личности. И нет основания полагать, что все это сколько-нибудь потеряет свою значимость под напором инновационных процессов. Все как раз наоборот: позитивные результаты любого экспериментаторства возможны исключительно на фоне такой щадящей и восстанавливающей педагогики, которая традиционно присуща вечерней школе и сохранение которой представляется проблемой наибольшей значимости и в будущем. И еще немаловажная проблема: школа приняла на себя коррекционно-развивающие функции, и считается как учреждение второсортного, урезанного образования. Сегодня явно необходимо как снизу, так и сверху уточнить, осмыслить, описать и довести до официального признания новые грани статуса вечерней школы, определив ее как разновозрастную с социально-корректирующими функциями. Все это необходимо отразить в нормативах, штатах, учебных планах и т.п. Причем при этом следует избежать превращения ее в разновидность вспомогательной школы! Она одновременно должна обеспечивать для одних учащихся полноценную по времени и качеству коррекцию дидактической и социальной запущенности, для других - норму обучения в традиционных рамках вечерней школы, для третьих- образование, максимально приближенное к условиям и требованиям дневной школы, т.е. обеспечивающее реальные возможности продолжения обучения, и для всех - умножение возможностей социализации личности после школы и во время обучения в ней. В настоящий момент в школе применяются следующие технологии: Технология коллективных учебных занятий – основной организационной формой таких занятий является работа в парах сменного состава. На уроках физики, химии при выполнении лабораторных работ обучающиеся в парах меняются учителем. Внутришкольные психолого-педагогические исследования показали, что, несмотря на дополнительные временные и организационные затраты, эта технология дает максимальный образовательный эффект в аспекте формирования системы универсальных знаний и базовых компетентностей личности. Технологию учебных занятий используют 20% педагогов. Технологии интеграции – позволяют формировать целостное, не разбитое на «предметные области» мировоззрение обюучающихся. Технологии интеграции не только позволяют учащимся более глубоко ориентироваться в изучаемых предметах, но и способствуют формированию психологически адаптивной личности - то есть личности, легко приспосабливающейся к изменениям внешней среды). Проводятся интегрированные уроки (история-литература, русский язык – литература, математика – физика и др.). Технологии интеграции используют 30% педагогов. Интерактивные технологии – предполагают активное взаимодействие учащегося с субъектом обучения. Они создают возможности для развития современного образования, прежде всего, в направлении индивидуализации, создают условия для реализации творческого потенциала учителя и ученика. В сфере преподавания использование интерактивных технологий открывает новые возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение. Интерактивные технологии используют 50% педагогов. Технология проектного обучения – характеризуется получением учащимися конкретного (практического) результата деятельности и его публичным предъявлением. Проектные технологии используют 43 % педагогов. Информационно-коммуникативные технологии играют серьезную роль в изменении системы контроля знаний учащихся. Новые системы контроля знаний на базе ИКТ характеризуются оперативностью, регулярностью, создают широкие возможности для дифференциации, обобщения результатов и накопления материалов, позволяющих оценивать личностную динамику ученика. Кроме того, они позволяют совмещать процедуры контроля и тренинга. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: в школе необходимо внедрять и развивать ИКТ. 6) Социальное партнерство учреждения На базе школы проводятся методические объединения образовательных учреждений при ИК, научные конференции с приглашением специалистов из ЛОИРО, ГУИН, Управления образования Тосненского района. 7) Материально-техническое оснащение Школа занимает один этаж (3-ий) в здании общежития для осужденных ИК. Общее количество учебных классов – 5. Учебные классы школы оснащены комплектом мебели в соответствии с контингентом учащихся. Классы обеспечены методическими пособиями и дидактическими материалами. В школе работает библиотека, обеспечивающая учащихся фондом учебников и учебной литературы в объеме 890 экземпляров, в том числе учебников – 450. Собраны также аудио- и видеокассеты, используемые в учебном процессе. Школа имеет:
8) Финансовые ресурсы: Школа с 2003 года находится на финансовой самостоятельности, имеет свой расчетный счет и осуществляет оперативное управление поступающими внебюджетными средствами. Бюджетное финансирование покрывает примерно 75% финансовых нужд образовательного учреждения. Оставшиеся 25% составляют финансирование учреждением ИК. 9) Анализ результатов образовательного процесса За период своей работы школа выпустила выпускников с полным средним образованием более 2000 человек и более 1500 человек – с основным общим образованием. Уровень успеваемости – стабильный. Школа дает качественный уровень подготовки по предметам. Ряд выпускников школы после освобождения становятся студентами техникумов, училищ и ВУЗов.
Таблица №4 Успеваемость и качество знаний
Диаграмма №1 - Успеваемость и качество знаний
Результаты государственной (итоговой) аттестации подтверждают стабильный уровень обученности учащихся.
Тадлица № 5 - Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса за курс основного общего образования.
Таблица №6 - Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 12 класса за курс средней общеобразовательной школы.
Диаграмма № 2 - Результаты ГИА в 9 классе
Диаграмма №3 - Результаты ГИА в 12 классе
С 2008/2009 уч.года выпускники 12 класса сдают за курс средней общеобразовательной школы государственный выпускной экзамен (ГВЭ). Обучающиеся показывают неплохой результат.
Таблица № 7 – результаты государственного выпускного экзамена
В школе идёт постоянная работа по предупреждению второгодничества: Таблица №8 – Работа по предупреждению второгодничества
Существуют механизмы психолого-педагогического и социального сопровождения «трудных» учащихся:
В нашей школе нелегкий контингент. Большинство из учащихся еще не осознала необходимость получения образования. Некоторые, получив жизненную закалку, стремятся наверстать упущенное, хотя многое, увы, забыто. 10) Анализ результатов воспитательного процесса Учителями среди обучающихся был проведен опрос «Определение ценностных ориентаций личности» Цель: изучить предпочитаемые и отвергаемые ценностные ориентиры, для дальнейшего построения учебно-воспитательного процесса. ОПРОСНИК:
Наиболее значимые ориентиры для наших обучающихся оказались следующие: Диаграмма №4 Определение ценностных ориентаций личности
Как видно, образованность и воспитанность не самые ценностные ориентиры для наших обучающихся. Изменяя ценностную ориентацию личности, мы можем повлиять на такую сферу обучающихся, как поведение, образ идеальных представлений о себе, жизни и людях. Наша школа выполняет разнородные функции: компенсаторные, адаптивные, воспитательные, реабилитационные. Школа успешно выполняет ответственную социальную задачу – дает полноценное среднее образование всем учащимся-осужденным, как бы у кого из них не сложилась судьба. Как ни в какой другой, в нашей школе у учеников есть возможность учиться по максимуму или по минимуму, быстро или долго, в коллективе или в одиночку, очно или заочно. К тому же по ходу обучения они могут выбирать для себя наиболее эффективные ее формы. Степень свободы ограничивается лишь мерой уверенности педагогов в ответственности учеников за последствия своего выбора. Личностный подход к каждому участнику образовательного процесса позволил наполнить жизнь учащихся яркими эмоциональными переживаниями, объединяющими в «школьное братство» учеников и учителей. Организация работы школы, прежде всего, опирается на реализацию концепции самоисправления, и основывается на идеях сохранения и преумножения традиционных видов деятельности школы, что включает в планирование работы систематическое проведение тематических и традиционных мероприятий и праздников для учащихся школы, к которым следует отнести День Знаний, День учителя, олимпиады, конференции и КВН по предметам, выпуск поэтических сборников учащихся, литературные вечера, праздник последнего звонка, вечера для выпускников школы. Патриотическое воспитание осуществляется через «Уроки мужества», отмечается День снятия блокады Ленинграда, День победы в ВОВ. Проводятся краеведческие мероприятия по циклу: «Тосненский район», «Санкт-Петербург» и Ленинградская область.
В школе разработана система экскурсионной работы с учащимися (заочно).
Таблица №9 Система экскурсионной работы
В 2009 г. коллектив МОУ «Саблинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» награжден благодарностью Комитета образования администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области за успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов. В 2008 г. МОУ «Саблинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» награждена дипломом 3 степени по итогам смотра-конкурса на лучшую вечернюю (сменную) общеобразовательную школу при исполнительных учреждениях ГУФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Проанализировав состояние развития МОУ «Саблинская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа», приходим к выводу: ü успеваемость обучающихся хотя и невысокая, но стабильная ü педагогические кадры необходимо пополнять молодыми специалистами ü надо повышать квалификацию педагогов ü продолжать материально-техническое обеспечение ü внедрять новые образовательные технологии То есть необходимы качественные изменения в образовании.
Миссия нашей школы – создание условий для самоисправления осужденных средствами гуманизации образовательного процесса. Коррекция предполагает нейтрализацию и видоизменение того, что нежелательно или вредно. Исправление – это продуманное воздействие на нарушенную психику осмысленными стимулами социальной интеграции (словом, делом, жестом) и созданием действенной коррекционной среды. В наших условиях процессы коррекции, саморазвития и самоисправления обучающихся взаимосвязаны. Структурными компонентами исправления осужденных являются самооценка, потребность в самосовершенствовании, развитие мотивации, определение цели, составление программы, плана, правил, принятие решения, применение методов самовоздействия, мобилизация эмоционально-волевой активности, итоговый контроль, формирование новой адекватной самооценки. Механизмы исправления – это информация о себе (самопознание) и о мире (познание необходимости); рефлексия; целеполагание; планирование. Следовательно, исправлением осужденных является их саморазвитие. Осужденный – уже сложившаяся личность. Его житейский опыт выступает психологическим барьером, определяющим избирательное отношение к нашим воспитательным воздействиям. Гуманистический подход предполагает создание психолого-педагогических условий для целостного развития внутренних задатков человека, его разумных потребностей, приобщение к духовным ценностям. Задача педагога в том, чтобы помочь учащимся осознать свои возможности и создать условия для их оптимального развития. Стратегией организации образовательного процесса является фасилитизация – помощь и стимулирование саморазвития личности. Актуальным становится не процесс научения, не ЗУНы как результат этого процесса, а учение и самообразование, при котором ЗУНы становятся средством развития и саморазвития личности. В нашей школе обучение, образование и воспитание обращены к человеку, его сознанию и опыту. Система педагогической деятельности рассматривается с точки зрения создания условий для саморазвития, самообразования, реализация возможностей свободного и творческого действия для всех участников образовательного процесса. Наша школа – разновозрастная, разноуровневая, с различными формами и методами обучения, предоставляющая индивидуально-личностные возможности. Школьное образование развивается и идет по следующим направлениям:
Их реализация будет способствовать достижению модели выпускника школы, личность которого характеризуется следующими качествами:
Представления о выпускнике определяют необходимость такого построения образовательного процесса, при котором учащиеся чувствуют себя уверенными в собственных силах и ориентируются на различные достижения. Целью программы развития является создание единого образовательного пространства, способствующего переходу на качественно новое образование и развитие ключевых компетенций в ходе реализации инициативы «Наша новая школа». В ходе реализации программы развития «Школа нравственного становления и самоисправлени» предполагается проверка гипотезы, согласно которой формирование ключевых компетенций обучающихся в системе классического школьного образования будет успешным, если будут созданы:
Проверка данной гипотезы требует решения комплекса задач. Основные задачи программы 1. Анализ существующей образовательной практики школы, определение «прорывных проектов» в условиях формирования ключевых компетенций участников образовательного процесса и определение стратегии школы. 2. Определение оптимального содержания образования учащихся с учетом требований современного общества к выпускнику школы и уникальности образовательного учреждения, а так же учитывая особенности контингента учащихся. 3. Выстроить ряд мероприятий для поддержки общения, взаимодействия и дальнейшего развития талантливых в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся; 4. Реализация мер, обеспечивающих поддержку педагогических кадров. 5. Обеспечить вариативное функционирование и развитие ОУ как в условиях предполагаемых достаточности, так и дефицита материально-технических и финансовых ресурсов, предусмотрев варианты их взаимной компенсации. Обеспечение адаптации школы к изменениям, инициированным процессом модернизации образования. 6. Формирование условий для образовательного процесса в целях сохранения и укрепления физического и психического здоровья.
5. Содержание, технологии преобразования ОУ Сегодня наблюдается резкое снижение мотивации учащихся к обучению, их познавательная активность, заинтересованность падают. И в значительной мере это связано с особенностями содержания образования, которое дает современная школа, и с теми технологиями обучения, которые она использует. Традиционное образование содержательно ориентировано на изучение основ классической науки: большинство учебных предметов является редуцированной формой соответствующих академических наук. Однако образование необходимо понимать значительно шире: основой его должна являться культура в целом, лишь частью которой является наука. Решить задачу расширения и обогащения содержания только за счет урока, пусть даже самого современного и творческого, невозможно. Анализ всех аспектов работы школы позволил выявить ряд устойчиво действующих отрицательных факторов объективного и субъективного характера: Объективные: негативное отношение микросоциума; нестабильность классов; здоровье учащихся; трудовая загруженность учеников; обучение без домашнего задания. Субъективные: слабая преемственность между ступенями обучения; отсутствие мотивов учебы у учеников; дидактическая запущенность и низкий уровень коммуникативных навыков учащихся. В связи с этим можно выделить наиболее важные проблемы, которые должны найти первоочередное освещение в программе развития образовательного учреждения: 1. Проблема улучшения (оптимизации) учебного процесса. Что включает в себя поиск оптимального соотношения традиционных (различные виды урока) и инновационных форм работы, стимулирование педагогов к качественному, а не формальному творчеству, определение для образования именно тех современных форм работы, которые способны эффективно решать новые образовательные задачи. 2. Проблема оптимизации качества воспитательной работы образовательного учреждения, ее целостного единства с учебной работой. 3. Проблема нейтрализации негативных факторов; 4. Проблема оптимального сопровождения образовательного процесса на всех ступенях обучения; 5. Проблема оптимального сочетания различных образовательных маршрутов в рамках образовательного учреждения; 6. Проблема дальнейшего привлечения в школу квалифицированных кадров и повышение их качественно-квалификационного уровня, развития их творческого потенциала в рамках единства организации опытно-экспериментальной работы; С постановкой проблем связана формулировка основных путей, которые должны реализовать образовательное учреждение в рамках программы развития: 1) осуществление перехода от контроля за ходом учебно-воспитательного процесса к контролю его результатов, выработки точных научных критериев этого контроля; 2) формирование социального имиджа образовательного учреждения через работу с воспитательным отделом и администрацией ИК, муниципальными структурами, обеспечение материально-финансовых, кадровых, нормативных, организационных условии развития ОУ; 3) ориентация в управлении образовательным и воспитательным процессами на аналитические подходы, гармоничное соотношение режимов развития и текущего функционирования ОУ; 4) сохранение и развитие лучших традиций образовательного учреждения; 5) оптимизация типологического и содержательного компонента в деятельности образовательного учреждения в соответствии с его особенностями; 6) продолжение непрерывного совершенствования уровня профессионализма педагогических кадров. Развитие педагогического мастерства и вариантов его стимулирования. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что существует значительный разрыв между содержанием традиционного образования и запросами учащихся. Содержание образования осознается учениками как освоение конкретных предметных знаний и умений, усложняющихся от класса к классу, а образовательные запросы и желания учеников в основном связаны с творческой самореализацией, общением, освоением информационных умений, решением нравственных проблем и ориентацией в современном мире. Школа предлагает ученикам научное знание, а они стремятся к познанию себя и мира, к самореализации и личностному росту. При этом трудно предположить, что ученики будут проявлять активность в освоении содержания, которое для них не всегда является актуальным. Кроме того, традиционная школа предлагает обучающемуся возможности «отсроченной самореализации», что отражается в определенных педагогических штампах: «нужно учиться, чтобы впоследствии хорошо сдать экзамены», «тот, кто много знает и умеет, находит себе место в жизни», «Если не хочешь, чтобы твои дети повторяли твои ошибки, учись и покажи пример» и пр. Однако такая «отсроченная самореализация» для обучающегося не является мотивационно значимой, поскольку для него важнее то, что происходит «здесь и сейчас» Что касается вопроса о технологиях обучения, то необходимо отметить, что в школе обучающимся не хватает живого, конкретного дела, материализующегося в живых, опредмеченных результатах. Именно поэтому в области способов обучения необходимо искать те формы образовательной деятельности, которые стимулировали бы развитие учеников, повышали их познавательную активность, формируя осознанную мотивацию к обучению, и были бы ориентированы на живую, конкретную, созидательную деятельность. В связи с вышеизложенным можно утверждать, что современная школа, если она хочет добиться от ученика активности и стимулировать его мотивацию к деятельности, должна осуществить ряд изменений в области содержания образования, технологий и организационно-педагогических условий. Данная программа предполагает решение поставленных проблем как на уровне изменения содержания, технологий и организации образовательного процесса, так и на уровне управления. Решить проблему можно в том случае, если в школе будет преодолен разрыв между обучением и воспитанием. Только «предметных» знаний ребенку сегодня явно не достаточно и с точки зрения его собственных образовательных запросов, и с точки зрения возможностей его нормального развития, и с точки зрения успешной социализации. Поэтому источником знаний, но не предметных, «наукоориентированных», а надпредметных, «культуроориентированных», становится внеурочная деятельность обучающихся. И здесь выстраивается так называемая «мотивационная спираль»: урок дает ученику основы научных знаний, которые он может использовать как один из инструментов познания, осмысления содержания, предлагаемого ему в системе внеурочной деятельности. Осваивая это содержание, он обретает новые знания и умения, ориентированные на содержание культуры, которые, в свою очередь, стимулируют его познавательную активность, в том числе и в сфере «урочного», научного знания. Этот факт противоречит стойким сложившимся стереотипам, утверждающим, что внеурочная деятельность «мешает» ребенку полноценно заниматься учебной работой, отвлекая его, отнимая время, создавая «лишнюю» нагрузку. Полноценная «культуроориентированная» внеурочная работа способствует развитию индивидуальности обучающихся, создавая дополнительные сферы для самореализации, и делает их более успешными в учении, стимулируя познавательную активность. Такое содержание образования может быть реализовано при помощи активных технологий обучения и специфических «нежестких» организационно-педагогических условий. Требования к технологиям и организационно-педагогическим условиям состоят в том, чтобы они обеспечивали активность обучающегося как субъекта обучения. Одним из важнейших направлений на этом этапе реализации программы развития «Школа нравственного становления и самоисправления» является выстраивание связей между урочной и внеурочной деятельностью учащихся на уровне создания целостной системы знаний. В ходе реализации программы развития в системе внеурочной деятельности ставится цель – формирование целостных культуроориентированных знаний и умений. Модель решения этой задачи видится следующим образом (на примере образовательной области «Филология»).
Таблица 10. Взаимодействие урочной и внеурочной деятельности в сфере формирования знаний и умений (образовательная область «Филология»).
Такие же модели должны быть простроены для всех предметных областей основного образования и видов деятельности и структур внеурочной деятельности. Другое направление программы развития является “Самовоспитание”.Одной из главнейших целей технологии самоисправления личности является переход процесса воспитания, представляющего преимущественно совокупность внешних воздействий на личность, к самовоспитанию, действующему как внутренний психический процесс, к формированию доминанты на самосовершенствование как основы мотивации личности обучающегося. Важным компонентом воспитательного пространства школы стала ее воспитательная система, которая влияет на развитие обучающегося-осужденного сложившимися традициями, социально-психологическим укладом, предлагаемыми нормами отношений и деятельности. Воспитательная система нашей школы – это пространство, развивающее сущностные силы обучающегося, стимулирующее его саморазвитие через включение в позитивные области удовлетворения потребностей, творчество, систему отношений. Она предоставляет обучающемуся возможность приобрести опыт саморазвития и самосовершенствования, расширяет круг поиска наиболее благоприятных условий для проявления личностных качеств, самореализации в ситуации успеха, общения друг с другом. Воспитательная система школы, осуществляющей технологию саморазвития личности, имеет следующие особенности: 1. Направленность воспитательной работы на самовоспитание и самоисправление, обеспечение перехода от воспитания к самовоспитанию и саморазвитию. 2. Сущность воспитания составляет саморазвитие личности (Я-строительство), создание учащимся разностороннего положительного образа своего Я, осознание им своих способностей и возможностей, формирование самостоятельности, индивидуальности, уверенности. На основании представления о своем Я обучающийся строит собственную линию поведения и строит отношения с окружающими, конструирует свои жизненные планы. Компоненты технологии воспитания как самоисправленияКомпонентами школьного воспитательного пространства в технологии самоисправление личности являются:
Система целей самовоспитания воплощена в разработанных и принятых коллективом моделях личности выпускника по возрастным ступеням. В Кодексе чести обучающегося цели воспитания представлены следующими гранями. Обучающийся – это:
Задачи воспитательной работы
Решению поставленных целей и задач призвана способствовать деятельность в следующих направлениях: ü формирование базовой культуры: - культура жизненного самоопределения; - экономическая культура и культура труда; - политическая, экономическая и правовая культура; - интеллектуальная и нравственная культура; - культура общения; - экологическая культура; - художественная культура. ü развитие опыта ученического самоуправления; ü повышение профессионального мастерства педагогов; ü Освоение норм здорового образа жизни. Формирование базовой культуры по данным направлениям приводит к формированию социального типа личности, сочетающего мировоззренческую культуру, гражданственность и творческую индивидуальность.
6. Управление программой развития Корректировка программы развития «Школа нравственного становления и самоисправления» осуществляется педагогическим советом школы. Управление реализацией программы осуществляется директором и его заместителем. Нормативная база для разработки программы развития школы. 13. Закон РФ «Об образовании». 14. Законодательные и нормативные акты, принимаемые в соответствии с ним. 15. Уголовно-исполнительный кодекс РФ (ст.112). 16. Типовое положение о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении в РФ. 17. Договор с учредителем. 18. Устав ОУ Сроки реализации программы: с сентября 2010 года по сентябрь 2015 года. Сроки и этапы реализации программы 1 этап. Подготовительный (1 полугодие 2010 – 2011 уч.г) Анализ существующей педагогической практики школы, обоснование инновационного ресурса развития и разработка его стратегии. 2 этап. Основной (2 полугодие 2010 - 2011 уч.г. – 2013 гг.) Переход к системным изменениям качества образования в условиях реализации президентской инициативы «Наша новая школа» Реализация ведущих целевых проектов программы на всех уровнях в ОУ. 3 этап. Аналитически-коллекционный (2013 – 2014гг.) Подведение итогов и научное системное осмысление результатов реализации программы на семинарах и конференциях, тиражирование накопленного опыта. Постановка новых стратегических задач ОУ. Приоритетные направления Приоритетные направления программы развития обусловлены контингентом учащихся и представляются следующим образом: В образовательной области: - создание условий для мотивации познания себя и мира; - развития умений и навыков, выявление и развитие творческих способностей; - дальнейшее развитие образования и самообразования как системообразующего компонента образовательной системы школы; - дальнейшее развитие системы разноуровнего обучения внутри каждого класса с траекториями базового стандарта; - профессиональное развитие педагогического коллектива. В воспитательной области: - осуществление комплексных динамических коррекционно-развивающих мер; - создание условий для коррекции ценностной ориентации учащихся, их социализации и самоисправления; - формирование положительной Я-концепции; внедрение и совершенствование методов воспитания, способствующих развитию и поддержанию у учащихся здорового образа жизни. Для выпускника: осознание себя личностью; достижение уровня сформированности ключевой компетенции; выработка нравственных ценностей; самоопределение, саморазвитие, самообразование, самовоспитание; самоисправление; ответственность за поступки; здоровый образ жизни. Анализ сложившейся в школе образовательной практики позволяет выделить определенные «проекты». В них сосредоточены достигнутые результаты и потенциал дальнейшего развития. Исходя из этого, мы сформулировали основные направления (проекты) развития ОУ: Проект «Уклад: здоровая и дружественная школа»Формирование на базе имеющегося школьного уклада комфортной психолого-педагогической среды со следующими составляющими:
Проект «Сопровождение» Введение в практику системы действенного, результативного психологического сопровождения всего образовательного процесса с учетом особенностей и задач каждой группы его участников (учеников, учителей, администрации ИК) для утверждения и стабилизации комфортного эмоционально-психологического климата – необходимого условия успешного решения новых образовательных задач. Проект «Качественно-новое образование» Реализация модели выпускника Вечерней школы XXI века с сформированными ключевыми компетенциями, способного к непрерывному самосовершенствованию, эффективному преодолению постоянно растущих проблем, ответственного и сознательно определяющего свой выбор, уверенного в своих силах и возможностях, самостоятельно моделирующего свой жизненный путь. Управление реализацией программы развития «Школа нравственного становления» предполагает создание системы оценки и контроля эффективности решения поставленных задач на всех ее этапах. Система включает в себя: нормативный ресурс: разработка нормативно-правовой базы школы по переходу на качественно новое образование в условиях сохранения и развития здоровья обучающихся;
7. План работы по реализации программы «Школа нравственного становления и самоисправления»
Направления деятельности по реализации программы:
Проект «Уклад: здоровая и дружественная школа»Цель проекта: Формирование комфортной психолого-педагогической среды Задачи: Опираясь на положительный опыт и традиции, совершенствовать уклад школы, ориентируясь на потребности современного состояния образовательной деятельности.
Проект «Сопровождение» Цель: Обеспечение эффективного психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, комфортного эмоционально-психологического климата как необходимого условия успешного решения новых образовательных задач. Организовать в школе работу службы, помогающей адаптироваться учащимся-осужденным в коллективе и в обществе. Задачи: 1. Определение содержания психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. 2. Создание системы психологической поддержки учителя, ориентированной на усиление его роли в современной образовательной среде.
Проект «Качественно новое образование» Цель: Формирование модели выпускника Вечерней школы XXI века с сформированными ключевыми компетенциями, способного к непрерывному самосовершенствованию, эффективному преодолению постоянно растущих проблем, ответственного и сознательно определяющего свой выбор, уверенного в своих силах и возможностях, самостоятельно моделирующего свой жизненный путь.
Задачи: 1. Сформировать образовательную модель школы, создав условия для образовательной структуры, где будут правильно сочетаться количественные показатели образовательного уровня и субъективные качественные показатели результатов образования. 2. Разработать систему мониторинга результативности образовательного процесса. 3. Ввести в школьную практику систему, построенную на многообразном спектре новых образовательных технологий, стимулирующих мотивацию к образовательной деятельности.
Для повышения эффективности реализации программы развития разрабатывается программа мониторинга результатов. Она ориентирована на:
Главная задача руководства школы – свести до минимума отклонения от прогнозируемого результата. Результаты промежуточного анализа обобщаются, определяются пути и формы необходимой коррекции. Собранные аналитические материалы представляются на обсуждение управляющему совету школы. На основании его решения в программу вносятся необходимые поправки. Критерии эффективности реализации Программы:
Система мониторинга выполнения развития включает также диагностику результатов деятельности школы по следующим критериям:
В результате реализации программы развития ожидаются следующие результаты:
|
|
|
© koloniya-womanschool |